«Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим поведением»


Психолог Е. Ю. Брель выявила такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку.
В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает.
Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1.Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
3.Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители, детский сад, школа.
4. Наследственностью. У тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем это происходит за счет подражания взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения.
5. Обстановка в семье, чаще всего нарушение отношений с родителями способствует появлению, повышению и закреплению тревожности.
Тревожный ребенок, как правило, обладает большинством из следующих характеристик: любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство; во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи); у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется; плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания; не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности; старается скрывать свои проблемы и тревогу.
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других.
Работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях:
• во-первых, по повышению самооценки ребенка;
• во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
• в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы:
- прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. В детском саду с этой целью можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Наши успехи», «Это мы можем»);
- нельзя сравнивать результаты выполнения заданий этих детей с другими детьми. При общении с тревожным ребенком, такой способ сравнения не допустим. Если же все-таки проводить сравнение, то лучше сравнивать результаты ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю, месяц назад;
- при работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время. Таких детей не следует торопить и подгонять их с ответом;
- если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.
Работа по повышению самооценки - это только одно из направлений в работе с тревожным ребенком. Быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому надо запастись терпением.
Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Чтобы помочь детям снизить напряжение - и мышечное, и эмоциональное - можно научить их выполнять релаксационные упражнения.
Кроме релаксационных игр, необходимо также использовать игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезны игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками). Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Мама может сама применять простейшие элементы массажа или просто обнимать ребенка.
Профилактика тревожности. Рекомендации родителям
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
Педагог-психолог Собянина Дарья Михайловна