«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»


Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Психологическое здоровье - индикатор физического здоровья. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу я включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Основные сдоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога в дошкольной организации:
1.Создание эмоционально комфортной среды
Одним из ключевых факторов здоровья ребенка является его эмоциональное состояние. Задача педагога-психолога – обеспечить условия, в которых дети чувствуют себя защищено и комфортно:
- Эмоциональная поддержка. Психолог создает благоприятную атмосферу, помогает детям адаптироваться к новым условиям (например, при поступлении в детский сад), проводит индивидуальные и групповые занятия, способствующие эмоциональной разрядке и улучшению настроения;
- Игровые формы общения. В дошкольном возрасте важна игра как основной вид деятельности. Использование игровых техник позволяет психологу помогать детям выражать свои эмоции, развивать навыки общения и саморегуляции.
2. Психопрофилактика и профилактика стресса
Сдоровьесберегающие технологии включают программы, направленные на предотвращение стресса и эмоционального напряжения у детей:
- Методы релаксации. Психолог обучает детей простым методам расслабления (например, дыхательные упражнения, мягкие движения, короткие моменты тишины), которые помогают справляться с волнением и усталостью;
- Снижение тревожности. Психолог проводит занятия, на которых дети учатся выражать свои эмоции и преодолевать страхи. Такие методы могут включать ролевые игры, рисование, музыку и танцы.
3. Коррекционно-развивающие занятия
Важной задачей психолога является развитие психоэмоциональной устойчивости и адаптационных навыков у дошкольников:
- Игровая терапия - это использование игровых методов для развития когнитивных и эмоциональных навыков. Через игру дети учатся решать проблемы, взаимодействовать с другими и выражать свои чувства;
- Арт-терапия - представляет собой комплекс психотерапевтических методов и приемов, ключевой особенностью которых является активное задействование искусства. Занимаясь творчеством, ребенок учится понимать свои проблемы, самостоятельно их решает, учится выражать себя, разбираться с чувствами и переживаниями;
- Песочная терапия - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания;
- Психогимнастика - чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, дети учатся владеть мышцами лица для передачи определенных эмоциональных состояний.
4. Развитие навыков общения и взаимодействия
Для дошкольников важно научиться строить здоровые отношения с окружающими, и психолог помогает развивать эти навыки через специальные программы:
- Тренинги общения. Психолог учит детей навыкам эффективного взаимодействия, решению конфликтов, пониманию эмоций других людей. Это помогает избежать стрессов, связанных с межличностными конфликтами;
- Сюжетно-ролевые игры. Игры, где дети примеряют на себя различные роли (например, «семья», «больница», «магазин»), помогают им учиться социальному взаимодействию и развивать эмоциональный интеллект.
5. Профилактика и коррекция нарушений поведения
В дошкольном возрасте могут проявляться различные поведенческие проблемы (агрессивность, замкнутость, гиперактивность). Задача психолога — вовремя выявить такие проблемы и работать над их коррекцией:
- Диагностика и коррекция. Психолог проводит диагностику эмоционального состояния и поведения детей. При выявлении проблем разрабатываются индивидуальные программы коррекции;
- Поддержка детей с особенностями развития. Психолог работает с детьми, у которых есть особенности в развитии (например, речевые, когнитивные или эмоциональные нарушения), помогает адаптировать их к условиям дошкольного учреждения.
6.Работа с родителями и педагогами
Эффективность здоровьесберегающих технологий во многом зависит от взаимодействия психолога с родителями и воспитателями:
- Психологическое просвещение родителей. Психолог проводит беседы и семинары для родителей, обучая их методам поддержки ребёнка в сложных ситуациях, помощи в развитии саморегуляции и укреплении здоровья;
- Консультирование педагогов. Психолог помогает воспитателям адаптировать образовательный процесс под нужды детей, снижая риск перегрузки и стресса, а также консультирует по вопросам поддержания психоэмоционального здоровья детей.
7.Формирование навыков саморегуляции
Сдоровьесберегающие технологии в детском саду включают развитие у детей навыков самостоятельного ухода за своим здоровьем и саморегуляции:
- Обучение саморегуляции. Важным аспектом является обучение детей управлению своим поведением и эмоциями в различных ситуациях. Это может быть частью развивающих занятий, которые психолог проводит с детьми.
Заключение.
Сдоровьесберегающие технологии в работе психолога в дошкольной организации направлены на создание благоприятной эмоциональной среды, развитие у детей навыков саморегуляции, профилактику стрессов и эмоциональных перегрузок. Психолог в детском саду играет важную роль в поддержании психоэмоционального и физического здоровья детей, работая не только с детьми, но и с педагогами и родителями.
Статью подготовила
педагог-психолог
Собянина Дарья Михайловна