«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»

11 октября 2024 г.
«Здоровьесберегающие технологии  в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».
«Здоровьесберегающие технологии  в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».

Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Психологическое здоровье - индикатор физического здоровья. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу я включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Основные сдоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога в дошкольной организации:

1.Создание эмоционально комфортной среды

Одним из ключевых факторов здоровья ребенка является его эмоциональное состояние. Задача педагога-психолога – обеспечить условия, в которых дети чувствуют себя защищено и комфортно:

  • Эмоциональная поддержка. Психолог создает благоприятную атмосферу, помогает детям адаптироваться к новым условиям (например, при поступлении в детский сад), проводит индивидуальные и групповые занятия, способствующие эмоциональной разрядке и улучшению настроения;
  • Игровые формы общения. В дошкольном возрасте важна игра как основной вид деятельности. Использование игровых техник позволяет психологу помогать детям выражать свои эмоции, развивать навыки общения и саморегуляции.

2. Психопрофилактика и профилактика стресса

Сдоровьесберегающие технологии включают программы, направленные на предотвращение стресса и эмоционального напряжения у детей:

  • Методы релаксации. Психолог обучает детей простым методам расслабления (например, дыхательные упражнения, мягкие движения, короткие моменты тишины), которые помогают справляться с волнением и усталостью;
  • Снижение тревожности. Психолог проводит занятия, на которых дети учатся выражать свои эмоции и преодолевать страхи. Такие методы могут включать ролевые игры, рисование, музыку и танцы.

3. Коррекционно-развивающие занятия

Важной задачей психолога является развитие психоэмоциональной устойчивости и адаптационных навыков у дошкольников:

  • Игровая терапия - это использование игровых методов  для развития когнитивных и эмоциональных навыков. Через игру дети учатся решать проблемы, взаимодействовать с другими и выражать свои чувства;
  • Арт-терапия - представляет собой комплекс психотерапевтических методов и приемов, ключевой особенностью которых является активное задействование искусства. Занимаясь творчеством, ребенок учится понимать свои проблемы, самостоятельно их решает, учится выражать себя, разбираться с чувствами и переживаниями;
  • Песочная терапия - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания;
  • Психогимнастика - чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, дети учатся владеть мышцами лица для передачи определенных эмоциональных состояний.

4. Развитие навыков общения и взаимодействия

Для дошкольников важно научиться строить здоровые отношения с окружающими, и психолог помогает развивать эти навыки через специальные программы:

  • Тренинги общения. Психолог учит детей навыкам эффективного взаимодействия, решению конфликтов, пониманию эмоций других людей. Это помогает избежать стрессов, связанных с межличностными конфликтами;
  • Сюжетно-ролевые игры. Игры, где дети примеряют на себя различные роли (например, «семья», «больница», «магазин»), помогают им учиться социальному взаимодействию и развивать эмоциональный интеллект.

5. Профилактика и коррекция нарушений поведения

В дошкольном возрасте могут проявляться различные поведенческие проблемы (агрессивность, замкнутость, гиперактивность). Задача психолога — вовремя выявить такие проблемы и работать над их коррекцией:

  • Диагностика и коррекция.  Психолог проводит диагностику эмоционального состояния и поведения детей. При выявлении проблем разрабатываются индивидуальные программы коррекции;
  • Поддержка детей с особенностями развития. Психолог работает с детьми, у которых есть особенности в развитии (например, речевые, когнитивные или эмоциональные нарушения), помогает адаптировать их к условиям дошкольного учреждения.

6.Работа с родителями и педагогами

Эффективность здоровьесберегающих технологий во многом зависит от взаимодействия психолога с родителями и воспитателями:

  • Психологическое просвещение родителей. Психолог проводит беседы и семинары для родителей, обучая их методам поддержки ребёнка в сложных ситуациях, помощи в развитии саморегуляции и укреплении здоровья;
  • Консультирование педагогов.  Психолог помогает воспитателям адаптировать образовательный процесс под нужды детей, снижая риск перегрузки и стресса, а также консультирует по вопросам поддержания психоэмоционального здоровья детей.

7.Формирование навыков саморегуляции

Сдоровьесберегающие технологии в детском саду включают развитие у детей навыков самостоятельного ухода за своим здоровьем и саморегуляции:

  • Обучение саморегуляции. Важным аспектом является обучение детей управлению своим поведением и эмоциями в различных ситуациях. Это может быть частью развивающих занятий, которые психолог проводит с детьми.

Заключение. 

Сдоровьесберегающие технологии в работе психолога в дошкольной организации направлены на создание благоприятной эмоциональной среды, развитие у детей навыков саморегуляции, профилактику стрессов и эмоциональных перегрузок. Психолог в детском саду играет важную роль в поддержании психоэмоционального и физического здоровья детей, работая не только с детьми, но и с педагогами и родителями.

Статью подготовила

педагог-психолог

Собянина Дарья Михайловна

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie