Инклюзивное образование
Что такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Деятельность ДОУ в аспекте инклюзивного образования осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами
Министерства образования и науки Российской Федерации
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 "Об утверждении государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 г. "О введении ФГОС ОВЗ".
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. №-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11. 2015 г. N1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Правительства ХМАО-Югры
- Постановление Правительства ХМАО - Югры от 13.10.2013 №543-п "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре".
- Концепция развития инклюзивного образования в ХМАО-Югре.
- Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.09.2013 г №359-п " О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации".
Управление образования и молодежной политики администрации Октябрьского района
- Приказ Управления образования и молодежной политики администрации Октябрьского района от 24.03.2014 № 229-од "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здлоровья в Октябрьском районе".
- Приказ Управления образования и молодежной политики администрации Октябрьского района от 18.11.2016 № 878-од «О порядке межведомственного взаимодействия по предоставлению информации о детях с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в создании особых условий обучения, в Октябрьском районе».
- Приказ Управления образования и молодежной политики администрации Октябрьского района от 30.12.2016 № 1046-од «Об организации дистанционного образования детей - инвалидов, детей с ОВЗ в Октябрьском районе».
- Приказ Управления образования и молодежной политики администрации Октябрьского района от 10.11.2017 № 837-од «Об организации работы по реализации перечня мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, мероприятий по общему образованию, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида».
МБДОУ "ДСОВ "Солнышко"
- Приказ МБДОУ "ДСОВ "Солнышко" "О создании условий для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов".
- Приказ МБДОУ "ДСОВ "Солнышко"№161-од от 19.09.2016г. "Об организации инклюзивного образования".
- Положение об инклюзивном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ "ДСОВ "Солнышко".
С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155). Где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья к которым относятся также дети с задержкой психического развития.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в ДОУ и инклюзивного обучения. Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Непосредственное включение детей с ЗПР в общеобразовательные группы ложится на плечи самих учреждений и педагогического коллектива ДОУ.
И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профессионализма.
Единый квалификационный справочник должностей работников образования предусматривает основные с оставляющие компетентности педагогических работников:
- профессиональную компетентность (качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических задач, возникающих в реальных ситуаций педагогической деятельности, владение современными педагогическими технологиями, педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, снятие стрессов, оценочно-ценностной рефлексии и др.),
- информационную компетентность (качество действий работника, обеспечивающее эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, квалифицированную работу с информационными ресурсами, использование информационных технологий в образовательном процессе),
- коммуникативную компетентность (качество действий работника, обеспечивающее эффективное конструирование речи с другими людьми, тактику и технику взаимодействий с людьми, умение убеждать, аргументировать свою позицию, отбором адекватных форм и методов презентации);
- правовую компетентность (качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов для решения профессиональных задач).
Внедрение идей инклюзии в образовательные учреждения требует серьёзной работы по подготовке компетентных педагогических кадров.
Самое главное это необходимость менять сознание педагогов и общества в отношении нахождения рядом с ними «таких» детей. Для этого понадобятся многие годы. Дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.